Лингвистическая экспертизаТиповые задачи экспертизы:
- Установление степени адекватности передачи в одном тексте смысла другого текста;
- Установление в тексте информации определённого содержания;
- Выявление значения и отнесение его к определённому классу.
Объекты экспертизы:1) Письменные тексты: статьи, книги, жалобы, надписи, объяснения и протоколы, записки, предсмертные записки, договоры, расписки, заявления, обращения и др.
2) Звучащие тексты: записи разговоров, фиксация следственных действий, видеообращения, интервью, радиопередачи и др.
3) Поликодовые (креолизованные) тексты: демотиваторы, реклама, видеоролики, кино- и видеофильмы, эмблемы, товарные знаки, карикатуры и др.
4) Тексты электронной коммуникации, которые большей частью представляют собой сочетание текстов (1), (2) и (3): переписка в социальных сетях, блоги, форумы, комментарии, посты.
Рекомендуемые формулировки вопросов эксперту:по делам о клевете, защите чести, достоинства, деловой репутации:
— Имеется ли в тексте «……» негативная информация в отношении Иванова И.И.?
— Если да, то в какой форме она выражена: утверждения о фактах и событиях, предположения, мнения, оценочного суждения?
по делам об оскорблении:
По уголовным делам и делам об административных правонарушениях:
— Содержатся ли в тексте/высказывании «….» лингвистические признаки унижения Иванова И.И.? Если да, то имеются ли в данном высказывании лингвистические признаки неприличной формы выражения?
по делам, связанным с противодействием коррупции:
— Содержится ли в высказывании/тексте «…» побуждение к передаче/получению денежных средств?
— Идёт ли в разговоре/переписке речь о передаче денежных средств?
— Следует ли из содержания разговора/переписки, что ....?
по делам о вымогательстве:
— Содержится ли в высказывании/тексте «…» требование, сопровождающееся угрозой совершения каких-либо действий?
по делам об угрозе:
— Содержатся ли в высказывании/ тексте «…» лингвистические признаки угрозы совершения каких-либо действий?
по делам, связанным с защитой половой неприкосновенности:
— Содержатся ли в переписке/разговоре между XXX и YYY лингвистические признаки угрозы?
— Содержится ли в переписке/разговоре между XXX и YYY побуждение к совершению каких-либо действий, имеющих отношение к половым органам, половой сфере человека?
по делам, связанным со сбытом наркотических веществ:— Следует ли из содержания переписки/разговора, что речь идет об изготовлении и распространении наркотических средств?
— Имеются ли в тексте/разговоре признаки маскировки его содержательных элементов? Каково значение замаскированных элементов текста или их характеристики?
по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму:— Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к совершению каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных, дискриминирующих)? Если да, то к чему именно побуждает автор?
— Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
— Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия?
— Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки обоснования или оправдания национального и (или) расового превосходства?
— Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и/или разрушительных действий?
— Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
— Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделяемой по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, или представителей такой группы?
— Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо должностного лица в каких-либо негативных действиях? В каких именно?
— Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
— Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)? Если да, то каких именно действий и в отношении кого?
— Содержатся ли в материале (тексте) психологические и лингвистические признаки возбуждения вражды (ненависти, розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
по делам о склонении к совершению самоубийства:
— содержится ли в тексте побуждение совершить самоубийство?
— содержится ли в тексте убеждение в необходимости совершить самоубийство?
по делам, связанным с нарушением законодательства о рекламе:
— имеются ли в рекламном тексте высказывания в форме обещаний?
— содержит ли рекламный текст сравнение X с товарами Y, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами? Если да, то что является основанием сравнения?
— содержится ли в рекламном тексте негативная информация о товарах конкурентов либо о самих конкурентах?
— содержатся ли в рекламном тексте конструкции со значением превосходства?
экспертиза видеоматериалов процессуальных действий:— имеются ли в речи допрашиваемого в ходе процессуального действия, зафиксированного на представленной видеозаписи, его ответные реплики, содержание которых определялось влиянием извне?